Развитие речиДословесный период. Первые полгода-год жизни ребенок еще не может осознанно активно пользоваться словами, однако этот период является очень важным для развития его речи. Ребенок не имеет активного запаса слов, но общается с миром и окружающими с помощью различных звуков и жестов. Этот этап называют дословесным.
Речь человека формируется поэтапно после рождения, и ее формирование тесно связано как с физиологическим состоянием, так и с влиянием окружающей среды. Условием для развития речи является состояние определенной зрелости коры головного мозга и органов чувств ребенка, а также речедвигательного и речеслухового анализаторов. Внешняя среда является источником новой информации и необходимых ярких впечатлений.
Считается, что даже в утробе матери ребенок слышит и реагирует на резкие звуки или музыку. После рождения малыш очень быстро начинает отличать голос матери от любого другого. У здорового ребенка уже с рождения есть все необходимые механизмы для восприятия языка. Свой первый крик ребенок издает в момент рождения. Через несколько недель мать и другие близкие взрослые замечают меняющиеся интонации крика малыша в зависимости от ситуации – голоден он, мокрый, испытывает болевые ощущения или хочет внимания.
В два-три месяца ребенок уже гулит – издает звуки различной протяженности с помощью губ и языка. Заинтересованная и внимательная реакция взрослых на гуление малыша поощряет его. Улыбки, повторение взрослым издаваемых крохой звуков приводят к усилению гуления, развитию общения и понимания интонаций речи. Если этого не происходит, гуление может затухать.
Этап гуления сменяет лепет. 4-7месячный ребенок выражает так свое хорошее настроение. Лепет сначала звучит как повторение различных слогов «согласный-гласный», например, «ба» «ма». Затем эти одинаковые слоги начинают повторяться несколько раз – «ба-ба», «ма-ма-ма». Возникают новые сочетания звуков, а также соединяются слоги с различными звуками – «ба-ма». Лепет полугодовалого ребенка уже может характеризоваться свойственной его родному языку интонацией. Лепет является своеобразной «пробой сил» и тренировкой речевого аппарата. Малыш учится таким образом отслеживать собственный голос, менять тон и громкость издаваемых звуков. Лепет проявляется и у глухих деток, однако, поскольку они не могут заметить и отследить издаваемые ими звуки, постепенно сходит на нет.
Лепет – это непроизвольно издаваемые звуки. Перед ребенком стоит непростая задача: он должен научиться контролировать произношение определенного звука, чтобы быть понятым окружающими. Это требует осознания существования некоего эталона звука, характерного для родного языка ребенка, а также управлять мышцами собственного речевого аппарата.
В 9-10 месяцев ребенок может произносить несколько слов из одинаковых парных слогов – «мама», «баба», «папа». В возрасте 1 года ребенок может уметь произносить до 10 слов - названий предметов, людей и животных. В этот период и в дальнейшем лепет становится «разговорным» и со стороны звучит как разговор на понятном только малышу языке, с построением фраз и вопросов.
Речь во многом формируется в зависимости от того, что слышит ребенок, по принципу подражания. Поэтому взрослым необходимо объяснять и описывать детям предметы и явления окружающего мира внятно, ясно и неторопливо. Стоит также указывать названия предметов, которые ребенок еще не может воспроизвести – эти слова запоминаются малышом и составляют так называемый пассивный словарь. По мере расширения возможностей ребенка эти слова перейдут в активный словарь – он начнет их говорить. Очень полезно прослушивание детских сказок, стихов, считалок и т.п. Все они способствуют развитию слуха, внимания и речи ребенка.
Конечно, формирование речи у разных детей происходит индивидуально, и проявление различных стадий развития речи может варьироваться по времени, накладываться друг на друга.
|