Первые слова.Ребенок начинает понимать слова взрослых до того, как научится произносить их сам. Уже 8-9-месячный малыш демонстрирует реакцию не только на интонацию, но и на смысл слов. Первые слова многие детки осознанно могут произносить в 9-10 месяцев: «мама», «папа», «ням-ням». В годовалом возрасте ребенок умеет произносить 3-7 слов, а понимает несколько десятков. Важным показателем развития является именно умение понимать речь, а не говорить. Однако зачастую проверить понимание речи малышом бывает затруднительно. Некоторые дети на просьбу дать какой-либо предмет уже в 9-10 месяцев действительно способны дать его взрослому; другие малыши этого не делают, но поворачиваются к названному предмету, берут его в ручки. Словарный запас ребенка делится на т.н. «пассивный» - то, что ребенок понимает, и «активный» - то, что ребенок умеет произносить. Пассивный словарный запас является основой развития активной речи.
Накопление пассивного словаря происходит постепенно и достаточно быстро – ребенок просто впитывает то, что слышит вокруг, а вот способность говорить развивается более скачкообразно. Сначала в активном лексиконе малыша в течении нескольких месяцев прибавляется до 6 слов ежемесячно. Этот этап сменяется т.н. «лексическим скачком», когда к активному словарю добавляется 6-12 слов в неделю, а через 2-3 месяца и «лексическим взрывом», когда малыш усваивает до 12 слов в день.
Сначала одной из основ детского словаря становятся названия наиболее знакомых ему предметов повседневной жизни, такие, как каша, сок, чашка, кубики и т.д. Второй основой являются звукоподражательные слова, произносимые взрослыми с целью упростить произношение некоторых названий и понятий: «бо-бо», «кач-кач», «ав», «ням-ням», «би-би» и т.п. В этих словах нет ударного слога, что адекватно способностям маленького ребенка. Некоторые специалисты советуют называть ребенку предмет и настоящим, и упрощенным названием, например, «качели-кач-кач», с тем, чтобы более простое слово оказывалось в активном словаре, а настоящее название оставалось в пассивном до тех пор, пока ребенок не сумеет начать его активно использовать. В течение некоторого времени ребенок может пользоваться обоими вариантами названия предмета, например, и «би-би», и «машина». Именно в период попадания в активный словарь малыша настоящих слов окружающим взрослым стоит прекратить говорить с ним «детским» языком. Обычно это происходит в период между 1г 8 мес. и 2г 6 мес.
Часто ребенок использует слова несколько с иным смыслом, чем взрослые. Например, в возрасте от года до двух лет ребенок одним и тем же словом может описывать несколько ассоциирующихся между собой понятий или предметов: «водичкой» или «пить» может называть различные напитки и даже посуду, «мяу» или «гуля» - любое животное или птицу и т.п. В этом возрасте более половины слов активного запаса могут иметь подобную расширенную сферу применения. Иногда также встречается использование слова как имени собственного, принадлежащего только одному, хорошо известному малышу, предмету – например, под куклой или коляской кроха понимает именно свою куклу и свою коляску, и никакую другую.
|