Однословные и двусловные высказывания ребенка.Первые предложения ребенка состоят всего лишь из одного слова. Затем эти высказывания становятся двусловными. В этих словах выражается достаточно широкий спектр понятий, описание ситуации. Построение сложных фраз ребенку еще недоступно. Как правило, окружающие близкие взрослые в состоянии расшифровать весь широкий смысл детских коротких предложений. Ведь темой для высказываний являются не абстрактные понятия, а конкретные ситуации, связанные с окружающей повседневной жизнью. Дети вдобавок к словам выражают свои мысли и желания мимикой, жестами, активными действиями.
Специалисты выделили 4 типа однословных предложений, связав их с функциями в общении:
1. Привлечение внимания взрослого. «Мама» или «баба», «дай». На более ранней стадии развития речи ребенок вместо этих слов ребенок использует плач, жесты и т.п.
2. Реакция на окружающие происшествия и предметы. Ребенок делится впечатлениями от увиденного, зачастую сопровождая свои слова указательными жестами. «Кар» - увидел ворону, «би-би» - машину, «яко» - съел вкусное яблоко.
3. Проверка названия предмета. Ребенок называет какой-либо предмет, ожидая подтверждения или уточнения от взрослого. «Кар» - указывает на домашнего попугая, ассоциируя его с известной птицей – вороной; «тяка» - показывает на чашку. В определенный момент ребенок совершает интереснейшее открытие - каждая вещь имеет свое имя. Это открытие подталкивает ребенка к так называемому «лексическому взрыву», когда малыш начинает усваивать и воспроизводить до 12 новых слов ежедневно.
4. Вопрос или просьба. Зачастую окрашено различимой вопросительной интонацией. «Ляля?» Несмотря на краткость, очевидно понимание и оценка ребенком ситуации – кукла потерялась. После периода однословных предложений наступает этап, когда ребенок учится составлять двусловные. Обычно это происходит в возрасте 1,5-2,5 лет, однако встречаются дети, у которых это умение приходит намного раньше или позже. Способность комбинировать и сочетать слова для описания ситуации свидетельствует об очередном шаге в речевом развитии. Большая часть детей сначала осваивает просто сочетание и комбинирование слов, а только потом учится изменять слова в соответствии с нормами родного языка, т.е. изначально предложения звучат как «ляля дай» - дай куклу, «ням-ням баянка» - есть баранку, а позже как «дай лялю», «ням-ням или «кусять баянку».
Двусловными предложениями дети описывают следующие типы ситуаций:
1. Местоположение предмета. «Папа бота» - папа на работе, «ляля пать» - кукла спит в кроватке.
2. Указание на принадлежность предмета. «Ляля моя», «аки Тани» - носочки сестры Тани.
3. Описание предмета, его качеств. «Мацик пахо» - мальчик плохой, «аки дязь» - носки грязные, испачкались.
4. Просьба, побуждение взрослого сделать что-либо. «Мама, дай» «Исе яко» - еще яблоко.
5. Описание ситуации, происходящей в настоящее время или уже свершившейся: «Таня бай-бай» - Таня спит, «тяка бах» - чашка упала
6. Отрицание, обозначение отсутствия, несогласие с чем-либо. Отрицательная частица может быть на первом или втором месте. «Бай-бай ни» - не хочет идти спать, «нет би-би» - спрятал машинку.
В дальнейшем структура предложений усложняется, добавляются все новые компоненты, обозначающие различные причины, цели и действия. Усложняется и взаимосвязь между компонентами – во взрослом языке эту функцию выполняют сложносочиненные и сложноподчиненные предложения (например, «нет бай-бай, аки гуять мама» - обращение к маме с предложением одеть носочки и пойти гулять вместо того, чтобы спать). В возрасте около 2 лет уже заметно освоение падежей, чисел существительного, наклонений и видов глаголов. Разумеется, время проявления этих этапов у разных детей может отличаться.
|